PR Яндекса перед IPO

PR ЯндексаГоспода, у меня для вас пре неприятнейшее известие – нас жёстко нагибают. Нагибает нас так любимый и ненавидимый Яндекс. Происходит это, по моим подсчётам с начала нынешнего года.

Можете называть меня параноиком, можете критиковать всякие конспирологические теории, но я просто уверен в том, что представители компании Яндекс стремятся всеми доступными методами заставить нас с вами, т.е. активных пользователей интернета, блоггеров, SEOшников и вебмастеров, обсуждать новости компании Яндекс и всячески способствовать нагнетанию массовой истерии.

Заявление о борьбе с sape.ru, повышение цен регистрации в Яндекс-Каталоге, утка об отмене тИЦ, сегодняшняя странная выдача, пробки 2.0, сиськи 3.0, Магадан, Магадан 2.0, Находка – всё это звенья одной цепи. Возьмём, для примера, сегодняшнюю корявую выдачу, которые некоторые объясняют понижением веса продажных ссылок. Я берусь утверждать, что эта выдача – спланированный глюк, который специально сделан для провокации потока критики со стороны пользователей и вебмастеров. Очень скоро всё вернется на свои места, а потом поиск станет ещё лучше.

Суть теории

Ни для кого не секрет, что Яндекс готовится к IPO, т.е. к публичному размещению своих акций на бирже. По сути своей IPO – это возможность каждому участнику биржевой торговли купить небольшую долю в компании на аукционных торгах. Цена покупки определяется спросом со стороны покупателей. В этом то и есть суть моей конспирологической теории – Яндекс пытается быть постоянно на слуху, подогревая публику накануне размещения акций, для того чтобы цена размещения оказалась как можно выше. При этом, нынешние владельцы Яндекса получат максимальную компенсацию за проданную долю в компании.

Для чего это нужно компании-эмитенту?

В случае проведения IPO компания получит стратегические преимущества перед конкурентами: объективную оценку бизнеса, привлечение дополнительных бессрочных ресурсов, резкое снижение стоимости кредитования и долгового финансирования, а также эффективные методы мотивации сотрудников через опционы. Акционеры-основатели эмитента при необходимости могут продать свои акции на бирже и привлекать дополнительные кредиты под залог остающихся у них акций.

Земля слухами полнится

По слухам Яндекс готовится к размещению на NASDAQ осенью 2008 года, планируя выручить за акции компании $5 млрд. Оценочная выручка компании в 2007 году составила $150-170 млн., а прибыль $60 млн. Рентабельность Яндекса по OIBDA 59,4%. Судя по слухам, большую часть своего пакета в Яндексе продаст американский фонд Tiger Teсhnologies, который сейчас владеет примерно 15% акций. Согласитесь, что при таких суммах можно и по напрягаться накануне, пытаясь всеми доступными, в том числе и информационными, способами повлиять на формирование мнения публики о компании, подогревая интерес к IPO и, возможно, привлекая дополнительных инвесторов и спекулянтов, а значит увеличивая будущие цены.

Исторический пример - ВТБ

На память мне приходит пример банка ВТБ, накануне размещения акций которого в прессе постоянно муссировалась тема IPO банка, а само IPO называлась "народным" и "историческим". Итог: ВТБ разместился в районе 13,5 копеек за акцию, что можно считать очень хорошим результатом. Сегодня акции торгуются около 8 копеек. Считайте сами, на сколько хозяева банка "нагрели" инвесторов.

Акции ВТБ

Инвесторы, купившие акции при размещении, явно не рассчитывали на такой сценарий. Впрочем, это их проблемы. Замечу только, что среднее снижение стоимости бумаг российского финансового сектора намного меньше.

Акции ВТБ на фоне финансового сектора

Малиновая линия - финансовый сектор российского рынка, оранжевая - обыкновенные акции банка ВТБ.

PR ходы

Разбирать ходы Яндекса в контексте стратегии максимально выгодного для компании IPO с применением тактики постоянного подогрева информационного пространства очень интересно. Заниматься ею можно долго - в следующих постах продолжим наши изыскания. Для начала давайте сравним показатели по ключевикам "яндекс" и "google" для русскоязычной аудитории с помощью инструмента Google trends:

Как видим, Яндексу удается заставить говорить о себе как можно больше. Чем же это достигается? Постоянной информационной подпиткой. И хотя глобальных новостей, как, например, новость о покупке компанией Google поисковика Yahoo!, которая отмечена на тренде, у Яндекса нету, но он давит общей массой мелких новостей.

Новости

Смотрим новости за 2008 год по поиску Яндекса по запросу "Яндекс":

  • Яндекс о пробках за пределами Москвы
  • Компания Яндекс завершила первый этап программы по созданию пользовательской ...
    ... доступна всем установившим на свои мобильные устройства приложение Яндекс.Карты.

  • Интернет-магазин DИКСИС принимает "Яндекс.Деньги"
  • ... опция оплаты товаров с помощью системы моментальных платежей "Яндекс.Деньги" ...
    В момент оформления заказа, указав в качестве способа оплаты "Яндекс.Деньги ...

  • Офис Yahoo поделили на троих
  • Ради работы в российском представительстве компании "Яндекс" из Yahoo уволился ...

  • "Бегун" напичкал видеоролики контекстной рекламой
  • Критикуют предложение "Бегуна" и его прямой конкурент - "Яндекс".

  • Новая версия "Спамообороны" - 300 писем в секунду
  • ... Спамооборона", разработанного компанией "Яндекс", сообщает о выходе новой версии ...

  • Mail.ru вдвое рентабельнее "Гугла"?
  • Напомним, что "Яндекс" объявил о своих планах по размещению акций еще в июле ...
    В ходе первичного размещения на NASDAQ "Яндекс" рассчитывает продать акций на 1 ...

В этом постоянном информационном шуме новость о начале производства выплат Adsense через "Рапиду" даже как-то затерялась. Хотя эта новость может быть намного важнее, чем загадочная фраза Александра Садовского: "В народе говорят, готовь Sape с лета…"

Думаю, что о сотнях тем на форумах, связанных с Яндексом и тысячах постов в блогах напоминать не стоит.

Черное и белое SEOВывод

Яндекс готовит хороший стратегический план развития для инвесторов, приводит финансовые показатели в порядок и постоянно даёт информационные поводы на всех уровнях и с помощью всех каналов коммуникации. Лавры китайского поисковика Baidu.com, в который так верят инвесторы всего мира, а акции которого торгуются с мультипликатором 60 (т.е. при нынешних оборотах инвестиции в компанию окупятся только через 60 лет), не дают покоя хозяевам Яндекса.

В переводе на профессиональный жаргон, Яндекс просто накручивает себе тИЦ перед продажей проекта, используя для этого как белые, так и чёрные методы.

Мой совет всем – не поддаваться массовой истерии и не позволять использовать себя в качестве инструмента для надувания финансового пузыря. Скоро всё вернётся в штатный режим.


Впрочем, Яндекс, как поисковик, стал в последнее время намного умнее. Например, прайс на влагостойкую фанеру я нашел без труда на сайте fansnab.ru

По-моему, это паранойя.

По-моему, это паранойя. Яндекс кормится с поиска и потому вряд ли будет специально ломать такую сложную систему.

Почему сразу ломать? Сменить

Почему сразу ломать? Сменить один весовой коэффициент с 0,1 на 0,3 на несколько дней. Потом всё вернуть. А потом ещё и улучшить выдачу. И все к очени будут хвалить Яндекс.

А зачем вы думали, им нужен

А зачем вы думали, им нужен пиар-отдел? :)

Не против, что я на своей

Не против, что я на своей новой социалке (chipp.ru) закинул ваш пост?

Ой, за публикацию анонсов

Ой, за публикацию анонсов наших материалов со ссылкой на первоисточник мы только "За". Кстати, ничего не слышал о вашей социалке - надо будет посмотреть, что за зверь такой...

В принципе, всё верно насчет

В принципе, всё верно насчет ИПО, но хотел бы дополнить.

Так как сейчас 90% новых ссылок - продажные, и скоро их будет 99,99%, это означает, что ссылочное ранжирование, по сути, умерло.

А других качественных алгоритмов ни у кого пока нет, да и вряд ли появится - сама технология индексирования является устаревшей (сейчас нужна технология "индексации наоборот" - это когда в базу тщательно отбираются только самые лучшие данные - как в Вики, а вся остальная информация игнорируется).

Поэтому как Гугл, так и все остальные поисковики стараются выжать всё возможное из своих акций, получить максимум прибыли и выйти из игры.

SEO скоро совсем исчезнет. 2-3 года - и всё.

Логика в этих высказываниях

Логика в этих высказываниях есть. Мне аж легче стало=) А ту же утку про ТИЦ, сам Яндекс мог запустить, при этом она и останется уткой.

>SEO скоро совсем исчезнет.

>SEO скоро совсем исчезнет. 2-3 года - и всё.

Ну это, по-моему, бред...

Кстати, данная страница в Гугле на 5-ом месте по запросу Яндекс :)))
Хорошая оптимизация :)

Спасибо за статью.

Дохлые сервера Яндекса

Дохлые сервера Яндекса переполнены, и поэтому его тошнит от любой новой информации.

Подпишись на RSS